пу2пу3Пу4пу5пу7пу8пу9
Пу1
пу2
пу3
Пу4
пу5
пу7
пу8
пу9

Аэропорт "Пулково 3"

Аэропорт "Пулково-III". Архитектурно-градостроительная концепция "Небесные врата".

Аэровокзальный комплекс пассажирских терминалов для международных и внутренних авиалиний. 

Авторский коллектив:

И.А. Юсупов (Дипломная работа)
Руководитель коллектива: Л.П. Лавров
Консультанты: Л.П. Лавров; А.М. Магеррамов; С.А. Старцева (ОАО "НИПИИ ЛЕНАЭРОПРОЕКТ").

Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-строительный Университет;
Адрес: г. Санкт-Петербург, Пулково. Аэропорт. 3-очередь. 
Вид строительства: Новое строительство. Концепция развития территории аэропорта.
Функция: Аэропорт (Транспортно-пересадочный узел).

Необходимость создания новых, технологически современных пассажирских терминалов, отвечающих возросшим требованиям к организации авиаперевозок, качеству обслуживания пассажиров, определяет актуальность представленной концепции. Объектом разработки дипломного проекта является территория существующего аэропорта «Пулково» (Россия. г Санкт-Петербург). Перед выполнением данного дипломного проекта, была выполнена работа по сбору исходных данных с выездом на место, изучен обширный материал по отечественному и зарубежному опыту проектирования и строительства аэровокзалов. Выполнение дипломной работы велось в сотрудничестве со специалистами из ОАО "НИПИИИ ЛЕНАЭРОПРОЕКТ" и "HENN ARCHITECTS". При выполнении преддипломной подготовки была проведена ознакомительная экскурсия по мастерской "Koch + Partners" (Архитектурно-проектная мастерская, Мюнхен. Германия), спроектировавшей терминалы Мюнхенского авиа-узла.

Предложена концепция по созданию среднего, много-вокзального пассажирского аэропорта, состоящего из контрольно-диспетчерской башни, двух прямоугольно-линейных и радиально-кольцевого терминалов, решенных в виде четырех объемов с криволинейными остекленными структурными покрытиями, придающие определенную выразительность архитектурному решению комплекса. Предусмотрено четкое разделение пассажирских потоков, осуществлено функциональное зонирование пространства терминалов, обеспеченна рациональная организация движения   потоков транспорта, кроме этого учтена и зарезервирована территория для дальнейшего поэтапного развития авиа-узла Пулково-4, для строительства новых пассажирских пунктов пропуска через государственную границу, ремонтных и грузовых терминалов, а так же терминалов для бизнес авиации.

Комплекс расположен в глубине территории Пулково-1, за сателлитами и занимает центральное положение между двумя параллельными взлетно-посадочными полосами, примыкая к основным магистралям движения самолетов. Такое расположение обеспечивает минимальные пути движения самолетов от места приземления в торце одной полосы к местам стоянки и старта. При поэтапном наращении пропускной способности сохранена возможность свободного развития площадей аэропорта дальше в глубь территории. С учетом постоянного роста авиаперевозок, такая планировка дает возможность возведение новых зданий, без остановки работы существующих, упрощает трассировку подъездных путей.

 

Многовокзальный комплекс включает, три отдельно стоящих аэровокзалов с полным составом помещений, функционирующих независимо друг от друга. Комплекс заранее запроектирован как многовокзальный для дальнейшего расширения. По организации связи, зданий терминалов с самолетами преобладает механизированная связь, по средствам специальных посадочных сооружений - телескопических трапов. При вытянутом фронте главных зданий посадка пассажиров может так же проводиться с ближнего перрона и при помощи перронных автобусов.

По виду доставке и обслуживания пассажиров, данные терминалы относятся к централизованной системе обслуживания, когда пассажиров доставляют городским транспортом в зону остановок, от которых далее направляются через основные помещения аэровокзала к самолету. Учитывая длину взлетно-посадочных полос, их несущую способность, возможность приема сверх новейших воздушных крейсеров и последних широкофюзеляжных моделей эксплуатируемых самолетов, существующих пассажиропотоков и их прирост в будущем, пропускная способность увеличивается с 1300 до 4000 пасс/час на каждый терминал. Пропускная способность президентского терминала составляет 1000-2000 пасс/час, так как здание  этого аэровокзала предназначено для приема делегации, почетных гостей, вип-персон и государственных руководителей с группой сопровождения.

Основной подъезд городского транспорта осуществляется с западного направления со стороны проспекта Народного ополчения, кроме автомобильной магистрали вводиться железнодорожная линия от балтийского вокзала, эта направление свяжет новый комплекс с городом. Привокзальная площадь располагается между терминалами и имеет сквозной проезд к зданию Пулково1 через туннель. Туннель осуществляет прямую связь не только старого и новых терминалов, но и закольцовывает систему подъездных путей.

Идея размещения терминалов аэропорта вдоль с параллельными взлетно-посадочными полосами создает принципиально новую беступиковую концепцию транспортной схемы, когда выезды и въезды предусматриваются с обеих сторон привокзальной площади.

Главные терминалы запроектированы по прямоугольно-линейной схеме, симметрично располагаются относительно центральной оси комплекса, которая в свою очередь смещена от основной оси здания Пулково-1, на ось правого сателлита. Подобное решение вызвано тем, что в данном случае рациональней разместить комплекс между двумя взлетно-посадочными полосами, это дает дополнительные преимущества для расстановки самолетов и повышает степень манёвренности воздушных судов. Благодаря радиально-кольцевой схеме президентского терминала, удалось не только оптимально вписать комплекс в существующую застройку, но и сравнительно на небольшом участке разместить восемь стоянок самолетов. Данный терминал имеет полузамкнутую планировку с возможностью дальнейшего развития до замкнутой.

Основная концепция зданий - линейная (фронтальная) – самолеты примыкают вплотную к фронту основного здания. В линейной концепции обеспечивается наилучшая связь здания аэровокзала с подъездными путями и перроном. В данной концепции заложена централизованная порейсовая система обслуживания пассажиров и обработки их багажа. Регистрация пассажиров производится в центральном операционном зале после прохождения таможенных процедур, каждая стойка закреплена за отдельным рейсом. Залы накопители образуют длинный единый фронт. Технологическая структура сформирована из отдельных неповторяемых объемно-планировочных образований, каждая из которых предназначена для организации определенных процессов. Все планировочные элементы носят индивидуальный характер, единственные повторяемые элементы в структуре терминалов – это залы накопители у входа в самолет.

Размещение основных помещений аэровокзала разделено по уровням. В верхнем уровне расположены залы ожидания и регистрации вылетающих, а в нижнем уровне обработка и выдача багажа, залы ожидания прилетевших. В подвальном этаже расположены подсобные и технические помещения.

Основное здание высотой 40 метров, шириной корпуса 162 метра, шириной фронта накопителей 1200 метров. Главный объем здания перекрыт волнообразной остекленной структурой образованной из ферм с пролетом 54 метра (54х3). Накопители перекрыты структурой из аркообразных ферм, покрытые так же остеклением. В интерьере формируются пространства максимально открытые на полосы через панорамное остекление. Несущие элементы конструкций нарочито окрашены в ярко желтый цвет, а входные узлы в красный. Президентский терминал имеет покров двояко-вогнутой кривизны, этот покров покоится на фермах с неравнозначными поясами связанных между собой кольцами жесткости образуя структуру. Диаметр всего здания без учета посадочных сооружений 264 метра.

Все объемы обладают большими цельными остекленными формами. Основной задумкой применения больших структур, является попытка достигнуть максимальной степени свободы в планировке, под различные виды дорогостоящего технологического оборудования. Так как технология постоянно совершенствуется, встает острый вопрос смены планировочного решения под новое оборудование, подобные структуры с большими пролетами позволяют сделать реконструкцию без трудоемких и экономических затрат. 

(812) 635-87-77 ©2014 Архитектурная мастерская Юсупова
Программирование сайта