ПОЧЕМУ СНОСЯТ ЗДАНИЯ СССР?
Приближается вторая чёрная годовщина СКК, снесли Здание Речного вокзала на Неве, сносы угрожают зданиям ЛДМ (1973) и Аэропорту Пулково (1973), а все эти здания почему-то до сих пор не признаны памятниками архитектуры. Давайте попробуем поразмышлять и разобраться, почему сносят здания СССР? Что формирует в нас спокойное отношение к потере исторического архитектурного наследия? Почему Мы не выходим на улицы? Потому что определенные прослойки людей этих зданий попросту боятся. И боятся их стоит по нескольким причинам.
ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА.
В народе укоренилось мнение, что советская архитектура остается носителем и распространителем коммунистической тоталитарной идеологии. Новое поколение видит здание, которое напоминает им Сталина, Хрущёва, Брежнева и трясется от страха того, что эти времена вернутся.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕВОСХОДСТВО.
Любое новое здание, кроме самых талантливых и удачных, как правило, рядом с рядовым сталинским, хрущёвским или даже брежневским зданием смотрится сырым, однодневным, новодельным, вне зависимости от стиля. Школа советских архитекторов своими пропорциями, сдержанностью, вкусом, базирующаяся на образовании, полученном у дореволюционных мастеров-неоклассиков не оставляет шансов новым зданиям, еще глубоко не вошедшим в нашу жизнь.
СТРАХ ТИРАНОВ.
Американский архитектор Роберт Стерн в интервью Журналу AD признался, что «любит архитектуру тоталитаризма». «Каким бы ужасным ни был Сталин, – сказал он в одном интервью, – приходится признать, что у него было удивительное чувство города: как спроектировать улицы, где создать площади, как выстроить иерархию зданий. Он и его градостроители много позаимствовали у Санкт-Петербурга, но кое-что заняли и у Нью-Йорка». Когда Роберт Стёрн одному из изданий признал достоинства Архитектуры Альберта Шпейера, журналисты и читатели обрушились на него с критикой. «Проблема состоит в том, – считает Стерн, – что эти критики не способны различать форму и содержание». Он прав, мы разучились смотреть на материальную культуру в историческом контексте. Все эти политики уже давно умерли, они не угрожают нам! Но люди продолжают настаивать на сносе зданий и памятников тиранам, боясь их возвращения. Это страх и мещанство!
ЛОЖНАЯ СВЯЗЬ ФОРМЫ И ИДЕОЛОГИИ.
Прямое проецирование политики и идеологии, которая была в годы постройки того или иного здания на его эстетические, исторические качества и оценку – примитивное мещанское отношение к истории. Такое отношение – результат манипулирования общественным мнением. Нас воспитывают в духе ненависти в историческим персонажам и нам автоматически внушают, что вся материальная культура, созданная при них – дома, одежда, автомобили, книги – анафема. Их нужно искоренить, книги сжечь, одежду распороть, машины – в металлолом, а дома снести. И так мыслит, увы, большинство друзья! Это массовое стадное мнение управляемого большинства. А спросите, зачем формируется такое мнение? Чтобы в наших умах и головах насадить что-то новое, и не только насадить, но и продать это нам за новые деньги. Вас выселяют из сталинских зданий почти из центра города, и выселяют на окраину, но если Вы захотите вернуться в то, что будет построено на месте вашего дома, Вам нужно продать всё и взять кредит на 50 лет! Это наместническая смена хозяина. Таковы все истории сносов и новых строек.
СТРАХ ПРОШЛОГО.
Современная культура искореняет в нас историческое сознание. Нам навязан Фантом прогресса. Нас насильственно заставляют смотреть только в будущее, не оглядываясь назад. Нам говорят, что лучшие здания еще не построены, а то, что было в СССР –пережиток прошлого. Нам предлагают вырезать 70 лет из ленты нашей истории и жизни. А что такое 70 лет СССР? Это время когда выросли и жили наши родители. А что такое 50-70-е годы – годы расцвета Архитектуры СССР – это самые благополучные мирные и спокойные годы ХХ века на русской земле, которые продолжаются до сих пор, когда архитекторы работали на износ не за деньги, а за идею. А что такое Архитектура 50-70 годов? Это архитектура, созданная учениками архитекторов начала ХХ века, выверенная по пропорциям, продуманная по функции, но, соглашусь, несколько устаревшая чисто материально, внешне. На западе неоклассицизм модернизм лелеят и ценят, о нем издаю книги, устраивают выставки, фотоальбомы. А мы, величайшая страна, в которой был один из 2-3 очагов современной архитектуры – сносим свои здания одно за другим, не признавая их памятниками! И это в мирное время, когда нет войны, здания взрывают и сносят собственные граждане! Даже фашисты во время войны осознанно щадили те здания, которые были связаны с Германией.
НАШЕ ВРЕМЯ – ЭТО ТОЖЕ ЗДАНИЕ.
Сегодня, спустя 30 лет после смены СССР на Россию, если представить, что страна – это здание, а каждый год времени – это 1 этаж, то мы построили 30 этажей на 70-этажном стилобате! Потому что история СССР – это фундамент современной русской культуры. Самые успешные люди сегодня – это всё еще советские люди! И они не случайно так успешны, потому что советская архитектура, образование, медицина и спорт дали им огромное воспитание. Архитектура – это воспитание, это икона прошлого. Это книга побед и ошибок. Потерять каждое зданий СССР – значит разрушать тот фундамент, на котором мы строим здание современной жизни.
Автор статьи: Антон Александрович Смирнов
К.т.н. Доцент СПбГАСУ., Преподаватель Академии Художеств
Основатель Конструкторского бюро «АСТАЛЬ»