(812)635-8-777

Градостроительная концепция развития Кронштадта

Кронштадт

Кронштадт территория, которая обладает особым символическим статусом, сложившейся четкой идентичностью. Образ территории тесно связан с драматичными событиями истории России, рождает целую цепочку ассоциаций: становление Санкт-Петербурга и российского флота, морские сражения, географические открытия, переломные моменты в судьбе страны, технические открытия и эксперименты.

В Кронштадте насчитывается около 300 памятников истории, архитектуры, культуры, техники, включая уникальные гидротехнические и оборонительные сооружения, здания и ансамбли: Морской собор, форт Кроншлот, первый в мире самосливной канал — Петровский док и др. Историческая часть города и Кронштадсткая крепость в 1990 г. включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (в составе объекта «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»).

С учетом историко-культурной значимости Кронштадта, одним из ключевых принципов концепции его развития должно быть сохранение идентичности. Этот принцип требует бережного отношения к наследию, совместимости различных стилей и элементов, отсутствия резких диссонансов. Новые зоны притяжения и точки роста города должны обладать функциями, связанными с самоидентичностью Кронштадта, его уникальной историей. Прежде всего, это становление российского флота, морские сражения, военные подвиги, уникальные фортификационные сооружения, технические открытия и эксперименты. Именно поэтому исторический центр города необходимо восстановить и музеифицировать, наполнив его функциями, соответствующими духу города.

Общая направленность концепции развития города:

  • Военно-патриотический парк культуры и отдыха вооруженных сил российской федерации «Патриот» ЗВО;
  • Музейный кластер, посвященный подводной археологии и адмиралтейству Петра I;
  • Развитие существующего аэродрома «Бычье поле» и создание площадки для проведения гидроавиасалона, форумов и временных экспозиций связанных с авиацией;
  • Создание на намыве новых жилых кварталов со всеми необходимыми объектами социальной инфраструктуры;
  • Создание и развитие водно-спортивных объектов, новых туристических маршрутов;
  • Развитие туристических связей фортов с Кронштадтом;
  • Создание новых зон притяжения;
  • Восстановление утраченных объектов культурного наследия;

Существующая транспортная связь Кронштадта с Санкт-Петербургом

В настоящее время Кронштадт соединен с материком единственной автомобильной дорогой, пролегающей на комплексе дамб и смежных водопропускных и судопропускных сооружений. Для полноценного включения Кронштадта и фортов в основной туристический маршрут по достопри­мечательностям Санкт-Петербурга и окрестностей необходима скоростная железнодорожная связь, улучшение водной навигации, в том числе, развитие малых пристаней и портов и восстановление регулярного воздушного сообщения.

Предложение по транспортной интеграции Кронштадта

Транспортная интеграция Кронштадта и его фортов с Санкт-Петербургом и окрестностями предполагается при помощи восстановления и создания регулярных водных маршрутов, новых причалов, яхт-клубов. Планируется запуск скоростного железнодорожного сообщением Кронштадт- Санкт­Петербург, маршрутами из Финляндского, Витебского и Балтийского вокзалов. На территории Кронштадта предлагается внедрение маршрутов экологичного городского транспорта – электробусов.

Интеграция и связь основных культурных центров Кронштадта

Кронштадт и окружающая его цепочка фортов замыкают собой «золотое кольцо» архитектурных, природно-ланшафтных, деловых и спортивных центров Санкт-Петербурга. Новые транспортные связи должны улучшить доступность туристических и культурных объектов и поспособствовать полноценной интеграции морского города-крепости и его оборонительных сооружений в ряд наиболее посещаемых мест как для туристов, так и для жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Схема транспортной связи фортов с Кронштадтом и Санкт-Петербургом

Для защиты Санкт-Петербурга с моря была построена цепочка оборонительных сооружений-крепостей — форты Кронштадта, состоящие из 21 укрепления, 17 из которых расположены в Финском заливе. Многие из фортов находятся в упадническом и заброшенном состоянии, однако объекты и постройки хранят в себе огромный туристический потенциал. Концепция предполагает реставрацию, консервацию и устройство музейных площадок, пристаней, налаживание туристических водных маршрутов. Помимо этого, предлагается объединение северного ряда фортов путем устройства подъемников на опорах, для организации круглогодичного доступа туристов на острова и создания новых видовых точек на Кронштадт.

Существующие духовные святыни Кронштадта

История Кронштадта — города морской славы, тесно переплетается с его духовной и религиозной жизнью. Большинство церквей и храмов города строились и принадлежали морскому и военному ведомству. В них хранились ценнейшие реликвии, связанные с именнами святых угодников и великих полководцев России, вдохновлявших воинов на ратные подвиги. Многие храмы по ряду причинбыли утрачены, а те немногие культовые сооружения, что сохранились, за исключением Морского собора, требуют ремонта и реставрации.

На основе уникальных материалов книги «Храмы Кронштадта» Исаковой Е.В. и Шкаровского М.В., была составлена единая схема всех существующих и утраченных духовных православных святых мест. Кронштадтские храмы были не только местом богослужений, но и хранителями реликвий военно­морской славы и истории флота России. Эти места хранят в себе огромный пласт богатой истории места, и, как неотъемлемая часть Кронштадта, должны быть возрождены.

Схема существующего зонирования Кронштадта

Исходя из историко-культурной и духовной значимости Кронштадта, очевидно, что его дальнейшее развитие должно происходить без резких диссонансов, с разнообразными источниками роста города, неразрывно связанными с его историей. Такие уникальные исторические объекты как фортификационные сооружения на насыпных островах, редуты, люнеты, мортирные батареи, не имеющие аналогов гидротехнические сооружения Петровского дока, должны быть сохранены и насыщены новыми актуальными функциями.

Концепция функционального зонирования территории Кронштадта

Новые зоны притяжения и точки роста города должны обладать функциями, связанными с самоидентичностью Кронштадта, его уникальной историей. Прежде всего, это становление Российского флота, морские сражения, военные подвиги, уникальные фортификационные сооружения, технические открытия и эксперименты. Именно поэтому исторический центр города необходимо восстановить, реконструировать и музеифицировать, наполнив его функциями, соответствующими духу города: кластер военно-патриотического парка «Патриот» ЗВО, музей подводной археологии и адмиралтейства Петра I, гидроавиасалон.

Функциональное зонирование территорий парка "Патриот" ЗВО

Основным элементом системы патриотического воспитания в Кронштадте станет создаваемый на базе высвобожденных военных городков Минобороны России парка «Патриот» западного военного округа. В рамках кластера парка будут представлены: зоны постановки боевых кораблей, секции для занятий судо- и авиамоделизмом, радиоделом, водолазный комплекс по выходу из аварийной подводной лодки, подводный тир, шлюпочная база, экспозиции, посвященные истории развития фортов, реконструкции военно-исторических событий, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта, создание и развитие стрелкового клуба города Кронштадт. Создание аллеи Адмиралов, мемориала военных губернаторов и руководителей Кронштадта и других общественных пространств.

Предложение по расположению гидроавиасалона и аэропорта

Участок территории южнее аэродрома «Бычье поле», а также акватория Финского залива прилегающая в данном месте к побережью предлагается к использованию для развития гидроаэродрома и проведения гидроавиасалона. На территории предлагается построить ангары для размещения с гидроавиации любых типов, выставочных площадей для салона, выставки-продажи продукции и технологий военного назначения. С аэродрома «Бычье поле» возможно проведение экскурсий по островам и шхерам Финского и Выборгского заливов, облет береговых фортов «Красная горка» и «Серая лошадь». А так же размещения базы спасательной авиации.

Основные площадки для строительства и реконструкции жилого фонда

Комплексное развитие Кронштадта с исключением ежедневной маятниковой трудовой миграции основной части трудоспособного населения невозможно без строительства нового и реконструкции существующего жилого фонда, наполненного объектами социально-бытового обслуживания. Основные площадки для строительства: участок 34 га расположенный к северу от Кронштадского шоссе и планируемые намывные территории в северной части о. Котлин площадью более 134 га.

Схемы концепции территориального планирования Кронштадта

Визуализация